max_red: (Default)
max_red ([personal profile] max_red) wrote2016-10-31 05:38 pm

Запад сорвал планы путина по перевороту в Черногории


16 октября, в день парламентских выборов в Черногории, полиция этого маленького балканского государства сообщила о задержании группы сербских граждан, которые по данным прокуратуры готовили государственный переворот.
В руководстве группой черногорская прокуратура обвинила главу сербской жандармерии в 2009-2013 годах Братислава Дикича, и лидера радикальной организации "Сербские волки" Александра Синджелича, но лишь первого из них удалось арестовать.
По словам специального госпрокурора Черногории Миливое Катнича, в перевороте планировали принять участие несколько вооруженных групп.
Поздно вечером в день выборов одна из них должна была, переодевшись в форму черногорской полиции, захватить здание парламента и открыть огонь по митингу пророссийской оппозиции, собравшейся перед зданием в знак протеста против премьера Джукановича.
Это должно было спровоцировать штурм парламента разъяренной толпой.
Другие группы, согласно плану заговорщиков, должны были арестовать руководство республики, в том числе премьера Мило Джукановича, заставить его уйти в отставку, и блокировать базу черногорского спецназа. Катнич также добавил, что большинству несостоявшихся путчистов удалось покинуть территорию Черногории.

19 октября черногорское издание CDM опубликовало записи телефонных разговоров, в которых Синджелич мотивировал Дикича обещанием денежного вознаграждения и упоминал о том, что координацию операции осуществляют российские граждане.
История с российским следом в подготовке путча получила продолжение 27 октября, когда сербское издание Danas сообщило, что неожиданный визит в Белград экс-главы ФСБ, секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева стал попыткой Кремля загладить вину перед Сербией, на власти которой ложилась тень из-за подготовки путча в Черногории.
Сообщалось также, что Сербия выслала из страны нескольких российских граждан, которые и стояли за подготовкой переворота в соседней Черногории.
По информации газеты Večernje novosti, c ними сотрудничали сербские праворадикалы, которые ранее воевали на стороне России на Донбассе.
Именно они следили за перемещениями кортежа премьера Черногории Мило Джукановича, используя для этого новейшее оборудование.
Неожиданно информацию о беспрецендентном скандале в отношениях Москвы и Белграда подтвердил "Коммерсант" со ссылкой на близкие к правительству Сербии источники.
Российской аудитории рассказали о том, что премьер Сербии Александр Вучич полностью подтвердил информацию черногорской прокуратуры и сообщил о выявлении преступных групп, связанных с иностранцами.
«Существуют неопровержимые доказательства, что определенные лица следили буквально за каждым шагом премьера Черногории и информировали об этом других людей, которые должны были действовать в соответствии с их инструкциями.
Мы нашли у них €125 тыс, специальную униформу, другие вещи»,  — приводит слова Вучича российское издание.
В российской газете сочли, что миссия Патрушева по налаживанию отношений с Белградом удалась, но Сербия явно продемонстрировала Евросоюзу, в сотрудничестве с которым заинтересована, что не намерена поддерживать авантюры, подобные попытке госпереворота в Черногории.
МИД России 28 октября назвал информацию Коммерсанта и сербских СМИ абсолютным вымыслом, а визит Патрушева — давно запланированным.
Пресс-служба правительства Сербии опубликовала скупое сообщение о том, что Вучич и Патрушев согласились усилить сотрудничество спецслужб России и Сербии, при этом сербский премьер подчеркнул военный нейтралитет Сербии.
Несмотря на то, что Черногория в этом году отпраздновала десятилетие независимости, сербские националистические партии, а через них и путин, сохраняют значительное влияние в этой балканской стране.
Это и не удивительно — 28,7% жителей страны согласно переписи 2011 года назвали себя этническими сербами.
Черногорцев — всего 45%, и некоторые из них выступают за восстановление федерации с Сербией.
75% граждан Черногории являются православными и 70% из них, согласно опросу CEDEM в 2009 году, посещали епархии Сербской православной церкви.
У этой церкви натянутые отношения с черногорскими властями и Черногорской православной церковью, на которую приходится 30% православных верующих.
Восстановление черногорской независимости стало во многом результатом многолетних усилий премьер-министра Мило Джукановича.
В январе 1989 году в возрасте 26 лет при поддержке Слободана Милошевича он стал одним из лидеров черногорских коммунистов, сместив в ходе так называемой антибюрократической революции местное руководство.
В 1991 году он впервые возглавил черногорское правительство, став самым молодым премьером в Европе.
Джуканович изначально проявлял себя как типичный просербский политик — при нем черногорские власти поддерживали Милошевича, выдавали боснийских беженцев армии боснийских сербов.
Однако накануне войны в Косово наметился раскол между Джукановичем и Милошевичем — на президентских выборах в 1997 году Джуканович победил оставшегося верным Милошевичу президента Черногории в 1990-1998 годах Момира Булатовича.
Новый президент объявил себя приверженцем интеграции в ЕС, а бомбардировки НАТО Югославии в 1999 году, которые затронули и черногорскую территорию, представил как пример страданий Черногории из-за решений сербского руководства.
Уже после падения режима Милошевича, в 2003 году президентом федерации Сербии и Черногории стал соратник Джукановича Светозар Марович, который благополучно доразвалил государство, которым формально руководил.
В мае 2006 года 55,5% черногорцев при явке в 86% избирателей проголосовали за возрождение независимости Черногории, утерянной в 1918 году.
Момир Булатович, жена Милошевича Мирьяна Маркович, Слободан Милошевич, 1999 год (

Несмотря на прозападный курс Черногории, в 2008-2013 годах богатые россияне массово скупали недвижимость в стране, количество туристов из РФ в 2013 году достигло 300 тыс.
Официально, по данным переписи 2011 года в Черногории русские составляли 0,15% граждан — около 1 тыс чел из 620 тысяч жителей.
Черногорские СМИ сообщают о 15-20 тысячах русских, постоянно проживающих в стране и владеющих бизнесом в прибрежных городах.
Отношения России и Черногории испортились в апреле 2014 года, когда балканская страна впервые присоединилась к западным санкциям против РФ в связи с агрессией против Украины.
На фоне отказавшейся пойти на такой шаг Сербии это было воспринято в Кремле как вызов.
В российской прессе появились статьи советника Путина Сергея Глазьева, разоблачающего  «враждебную к России» политику черногорских властей.
Российские власти обвинили черногорское правительство в том, что оно отобрало у российской компании сталелитейный завод в Никшиче, близкий к Путину олигарх Олег Дерипаска был лишен алюминиевого завода, а черногорская полиция якобы не стремится расследовать ограбления вилл российских граждан.
Было уменьшено количество чартерных рейсов из России в Черногорию.
В Черногории ответили размещением плакатов с надписями «Лучше банан в руке, чем российский сапог на шее» и с цитатой известного югославского партизана и диссидента Милована Джиласа «Русские никогда не были черногорцам друзьями, мы всегда были для них разменной монетой».
Противостояние ужесточилось, когда на Западе решили принять Черногорию в состав НАТО.
В октябре 2015 года Джуканович открыто обвинил Россию в поддержке антизападных протестов со стороны оппозиционных просербских партий.
2 декабря 2015 года Черногория получила приглашение в альянс и к весне 2017 года ожидается ратификация решений о вступлении Черногории в НАТО со стороны членов альянса и самой Черногории.
Именно поэтому в России были настолько заинтересованы в победе оппозиции на выборах в новый парламент, который рассмотрит вопрос ратификации.

Черногория действительно расколота по вопросу вступления в НАТО, но за последние годы отношение жителей страны к участию в военном альянсе улучшилось.
В октябре 2010 года членство в НАТО согласно опросу  поддерживали 45,1%, выступали против 54,9%.
Опрос в июне 2016 года показал незначительное преимущество сторонников вступления Черногории в НАТО — 50,5% выступали за членство в альянсе, 49,5% против.
Кроме того, со стороны ЕС неоднократно звучали упреки в адрес Джукановича о недостаточной борьбе с коррупцией, авторитарных тенденциях.
Страна также остается популярным местом для сведения счетов между мафиози.
Все эти доводы использует оппозиция.
Однако после каждых выборов Джуканович остается у власти, иногда покидая на некоторое время пост премьера или президента.
После нынешних парламентских выборов он объявил о намерении уйти в отставку, но ожидается, что крестный отец черногорской независимости продолжит контролировать правительство и будет баллотироваться в президенты в 2018 году.
Не вся черногорская оппозиция является пророссийской, оппонентов Джукановича достаточно и в лагере сторонников евроатлантической интеграции.
Однако две оппозиционные партии Черногории — Демократическая народная партия и Социалистическая народная партия — в мае этого года подписали с "Единой Россией" так называемую Ловченскую декларацию.
В декларации говорится, что подписавшиеся стороны будут выступать за создание союза нейтральных государств Юго-Восточной Европы — Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, которые в угоду РФ должны отказаться от идеи интеграции в НАТО и требовать возврата Косово Сербии.

путин в последние годы ведет в отношении ряда балканских государств патерналистский курс, стремясь представить себя защитником.
Для этого используются так называемый российско-сербский гуманитарный центр в городе Ниш, созданный в 2012 году под эгидой МЧС России и МВД Сербии — по сути, разведывательный центр России на Балканах в непосредственной близости к Косово.
Используется армия троллей, которая наводнила многочисленные интернет-форумы бывшей Югославии и на хорошем сербскохорватском языке (ныне на Балканах официально разделяют хорватский, сербский, боснийский и черногорский языки) продвигает антизападную повестку не только в православных балканских государствах, но даже в Хорватии.
В частности активно муссируется недовольство требованиями со стороны ЕС обеспечить права сексуальных меньшинств, что вызывает раздражение среди большинства населения балканских стран.