Сейчас Виталий живет в Денвере и стал одним из самых известных финансовых аналитиков в США.
Его статьи регулярно публикует Financial Times.
20 лет Виталий не смотрел российское телевидение, но после начала войны на Украине решил разобраться, как действуют механизмы пропаганды и почему, вопреки здравому смыслу, значительное число россиян продолжает поддерживать политику Путина.
В интервью Радио Свобода Виталий Каценельсон поделился результатами своих наблюдений и рассказал о том. что происходит на нефтяном рынке.
– Вы включили Первый канал после огромного перерыва. Смотреть российское телевидение – это тяжелое испытание или увлекательное занятие?
–
Правое полушарие мозга начинает контролировать левое: эмоции, которые вы видите по телевизору, начинают блокировать фильтры, помогающие рассуждать.
Когда вы смотрите русское телевидение, вы думаете, что Украиной управляют нацисты.
Я смотрел программу «Человек и закон», которая по идее никакого отношения не должна иметь к политике, и они стали показывать бандеровцев, как они убивали евреев и русских во время войны, а потом совершали теракты.
В конечном итоге они говорят, что эти люди сейчас управляют Украиной.
Такое ощущение, что на Украине огромное количество фашистов.
– Вы наверняка обратили внимание еще и на то, что украинская тема доминирует на российском телевидении, а российские дела выведены на второй план.
– И это видно.
В Америке десяток телевизионных каналов, где я могу узнать новости, а в России все СМИ контролирует Кремль.
Я нашел в интернете, что одна из помощниц Госсекретаря США в декабре 2013 года сказала, что Америка дала Украине пять миллиардов долларов, но это было за последние 23 года.
А российское телевидение просто взяло эту цифру и объявило, что Америка дала пять миллиардов долларов за последние три месяца, чтобы дестабилизировать Украину.
– Виталий, я думаю, что вас как бизнес-аналитика заинтересовал и вопрос о санкциях в отношении России. Как преподносятся на российском телевидении причины санкций и их влияние на российскую экономику?
–
То есть когда в России будут экономические проблемы, которые связаны будут, кстати, не только с санкциями, а с падением цен на нефть, то Путин будет представлять это как проблемы, созданные не слабой российской экономикой, а Америкой и Европой.
Поэтому его популярность вряд ли упадет.
– В России процветают конспирологические теории о том, что падение цен на нефть – результат заговора для того, чтобы обрушить российскую экономику. Каковы подлинные причины этого снижения?
– Есть три причины.
Спрос на нефть падает, потому что очень сильно замедляется экономика Китая, ведь из-за экономики Китая цены на нефть так выросли.
В Китае был огромный экономический мыльный пузырь, который сейчас лопается.
Спрос уменьшается, а количество нефти увеличивается, потому что в Америке мы стали производить намного больше нефти.
И в-третьих, доллар растет. Растет он не потому, что у нас в Америке так хороши дела, просто дела в Европе хуже, чем в Америке.
– Что вы думаете о воздействии санкций на российскую экономику?
– Я считаю, что цены на нефть намного важнее, чем санкции.
– Как вы думаете, Виталий, хоть что-то из того, что вы сейчас рассказали, понимают зрители Первого телеканала, который вы смотрели, или у них другие представления о том, что происходит в российской экономике?
– Нет, потому что они смотрят на Путина и говорят: когда Путин пришел к власти, наша жизнь улучшилась.
И это правда.
Но она улучшилась не из-за того, что Путин пришел к власти, а из-за того, что экономика Китая стала очень сильно расти, и это подняло цены на нефть, на газ, на металл, на удобрения.
– А что происходит с экономкой Китая, почему она замедлилась так сильно, что это обрушило цены на нефть?
–
В Китае возникли мыльные пузыри в строительстве домов, в строительстве офисов, в строительстве инфраструктуры.
– То есть совпадение с событиями в Украине, в Крыму совершенно случайные?
– Виталий, вы увлечены изучением российского телевидения, или это был эксперимент на семь дней и больше вы этот канал включать не будете?